Урок 20. Время работы контроллера
Схема сборки:
При выполнении скрипта в прошлом уроке, Вы, вероятно, заметили, что при нажатии на кнопку, часто фиксируется ни одно нажатие, а несколько. Это происходит из-за “дребезга”. То есть при нажатии на кнопку, ток не сразу стабилизируется, а в очень коротком промежутке времени, то появляется, то исчезает.
Самым простым способом избавиться от дребезга является засечь время, в момент когда кнопка была нажата, и проверить, если очередное нажатие появилось в течении очень короткого времени (например, 200 миллисекунд, или 0,2 секунды), значит считаем что это “дребезг” и не реагируем на него. В противном случае, считаем что произошло нажатие на кнопку.
Итак, чтобы понять, сколько прошло времени от старта работы контроллера, воспользуемся модулем время - time
и его функцией ticks_ms()
. Сохраним время в переменную:
start_time = time.ticks_ms() # запоминаем начальное время
Затем в обработчике прерывания, “достанем” переменную времени работы.
global start_time # "достать" переменную
Затем получим разницу между временем, которое запомнили, и текущим временем работы. Это делается с помощью функции ticks_diff(время1, время2)
, где время1 - текущее время, а время2 - время старта.
delta = time.ticks_diff(time.ticks_ms(), start_time)
Если эта разница больше 200 миллисекунд, то в этом случае увеличим счётчик нажатий. Изменённый код предыдущего урока будет выглядеть следующим образом:
# импорт модулей from machine import Pin import time # выводы к которым подключены платы: but = Pin(13, Pin.IN) # кнопка irq_q = 0 # счётчик количества прерываний start_time = time.ticks_ms() # запоминаем начальное время # функция, которая будет вызвана при возникновении прерывания def callback(pin): global irq_q # "достать" переменную global start_time # "достать" переменную delta = time.ticks_diff(time.ticks_ms(), start_time) if delta > 200: irq_q = irq_q + 1 # увеличение количества прерываний print("Количество прерываний: ", irq_q) start_time = time.ticks_ms() # подключение прерывания на вывод кнопки but.irq(trigger=Pin.IRQ_RISING, handler=callback) # основной цикл программы while True: pass # ничего не делать
Загрузите этот код на контроллер. Попробуйте теперь нажимать на кнопку, и увидите что кнопка стала работать стабильно. Счётчик тоже работает предсказуемо.
А теперь изменим код работы сирены (урок 16), чтобы она включалась и отключалась по нажатию кнопки. Мы также будем пользоваться прерываниями и будем учитывать время работы контроллера. Помимо этого введём переменную-состояние работы сирены (флаг). Если её значение истинно, то сирену нужно включить, если значение ложно - переменную нужно выключить.
Остальные принципы работы будут из предыдущих уроков. В обработчике прерывания “достанем” переменные, проверим время прошедшее с нажатия кнопки, и если оно больше 200 мс, изменим переменную-флаг. Код сирены будет следующим:
# импорт модулей from neopixel import NeoPixel from machine import Pin, PWM import time # выводы к которым подключены платы: but = Pin(13, Pin.IN) # кнопка addr_leds = Pin(12) # адресные светодиоды buz = PWM(Pin(5, Pin.OUT)) # зуммер # переменные для определения цветов dark = (0, 0, 0) # не горит ничего red = (255, 0, 0) # красный цвет blue = (0, 0, 255) # синий цвет colors = [red, blue, red, blue] # список цветов для каждого из 4 светодиодов # создание списка светодиодов leds = NeoPixel(addr_leds, 4) # вспомогательные переменные freqs = [494, 262] # список с частотами нот для зуммера start_time = time.ticks_ms() # время начала работы now_is_on = False # флаг запуска сирены # функция включения сирены def turn_on(): colors.reverse() # развернуть список с цветами светодиодов freqs.reverse() # развернуть список с частотами нот for led_number in range(4): # цикл для установки цвета каждого светодиода leds[led_number] = colors[led_number] leds.write() # включить светодиоды buz.freq(freqs[0]) # установить частоту зуммера buz.duty(512) # установить заполнение зуммера в 512 time.sleep(0.7) # задержка на 0,7 секунд buz.duty(0) # установить заполнение в 0 time.sleep(0.3) # задержка на 0,3 секунды # функция выключения светодиодов и зуммера def turn_off(): for led_number in range(4): # цикл по светодиодам leds[led_number] = dark leds.write() # включить светодиоды buz.duty(0) # установить заполнение в 0 # обработчик прерывания def callback(pin): global now_is_on # "достать" переменную global start_time # "достать" переменную delta = time.ticks_diff(time.ticks_ms(), start_time) # разность времени if delta > 200: now_is_on = not now_is_on # сменить флаг start_time = time.ticks_ms() # пересохранить время # подключение прерывания к выводу кнопки but.irq(trigger=Pin.IRQ_RISING, handler=callback) # основной цикл программы while True: if now_is_on: turn_on() else: turn_off()
Попробуйте теперь загрузить данный скрипт на контроллер и Вы увидите что сирену теперь можно включать и отключать по кнопке.
Запомнить:
- Узнать время с начала работы (в миллисекундах) контроллера можно из модуля time с помощью функции
ticks_ms()
- Разница между временем работы вычисляется с помощью функции
ticks_diff()
. - Существует функция , возвращающая время работы в микросекундах
ticks_us()
.